Если незнающего человека спросить какому министерству
могла принадлежать пуговица с перекрещенными якорем и топором, то
наверняка ответ будет что-то типа «строительство кораблей», или «флот»,
или «деревозаготовки и перевозки». Но мы с вами знаем, что эта пуговица
принадлежала железнодорожникам низших чинов ведомства путей сообщения.
Энциклопедия сообщает такие факты:
В 1809 году было образовано Главное управление водяными и сухопутными
путями сообщения, а также Корпус и Институт Корпуса инженеров путей
сообщения. Это означало, что состояло из гражданской и военной частей. В
1817 году на мундирах военизированного Корпуса появились пуговицы с
изображением перекрещенных якоря и топора. В 1871 году железнодорожникам
низших чинов было разрешено носить пуговицы с эмблемой «Якорь и топор».
В моей небольшой коллекции мундирных пуговиц имеется вот такой
экземпляр. К сожалению, его сохранность оставляет желать лучшего:
На пуговицы видны остатки посеребрения, коллекционного
интереса она не представляет ввиду утраты ушка. Но, даже в случае очень
хорошей сохранности, коллекционная стоимость пуговицы не превышает
200-300 рублей.
Низкая цена, казалось бы редкой вещицы, обусловлена тем, что количество
коллекционеров-филобутонистов в нашей стране не большое, а рынок
постоянно пополняется новыми экземплярами. В этой связи у коллекционеров
возрастает и требование к сохранности пуговицы – ниже чем XF не подавай.
Про разновидности пуговицы можно сказать, что они есть, но далеко не все
их выделяют. В те времена производством пуговиц для Ведомства путей
сообщения могли заниматься несколько фабрик, каждая из которых имела
свой «рисунок» якоря и топора. Другое дело, если помимо якоря и топора
на пуговице имеется номер. В этом случае ее стоимость возрастает в
несколько раз.
Если вам интересна тема мундирных пуговиц, то вы можете почитать и
другие статьи с этого сайта, дабы убедиться, что филобутонистика это
очень интересный вид коллекционирования.